Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Понедельник
16.06.2025
16:07
Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2013 » Июнь » 17 » Адаптивной двигательной рекреации
16:53
 

Адаптивной двигательной рекреации

Республиканский проект: «Технология адаптивной двигательной рекреации с интеграционной направленностью детей с отклонениями в состоянии здоровья» специального (коррекционного) образовательного учреждения начальная школа — детский сад «Веселый дельфин», г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

Л. Д. Хода, Л. Г. Богданова, Н. Б. Селиванова, Л. В. Коломейцева, Е. В. Шелопугина, Б. К. Абагулова, М. А. Белоглазова, Л. М. Боровская, В. А. Иванова, Ю. А. Ларина, А. В. Ольховик

Авторы проекта:

Хода Л. Д. - научный руководитель проекта, к. п. н., доцент кафедры физического воспитания Технического института (филиала) ГОУВПО «ЯГУ» в г. Нерюнгри: Богданова Л. Г. - директор МОУ С (К) НШ-ДС «Веселый дельфин»; Селиванова Н. Б. - заместитель руководителя; Коломейцева Л. В. — инструктор-методист по физической культуре; Шелопугина Е. В., Абагулова Б. К, Белоглазова М. А., Боровская Л. М. - инструкторы по физической культуре; Иванова В. А., Ларина Ю. А., Ольховик А. В. - педагоги-психологи МОУ С (К) НШ-ДС «Веселый дельфин» (специальное (коррекционное) образовательное учреждение «начальная школа - детский сад») утверждено республиканской исследовательской площадкой инновационного проекта Министерством образования Республики Саха (Якутия) 6. 12. 2006 года

По результатам исследовательской деятельности образовательного учреждения «Веселый дельфин» по теме «Технологическое сопровождение непрерывного курса программ «Школа 2000» ... «Школа 2100», проводимой в период 2000 — 2005 годов, несмотря на достижение социально значимых результатов образования детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогическим коллективом были отмечены недостаточная эмоциональная насыщенность регламентированной деятельности учебного процесса, малый объем двигательного режима, выявлены проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы детей. Проблема эмоциональной незрелости детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы является основной причиной школьных трудностей, снижающих у детей мотивацию к обучению.

Эти проблемы определили поиск форм дополнительного образования в области адаптивной физической культуры, где ребенок выбирает сам двигательные занятия в соответствии с личными интересами, потребностями, что позволяет создать ситуацию успеха. Эмоциональная насыщенность адаптивной двигательной рекреации чрезвычайно важна, поскольку представляет альтернативу регламентированности и «сухости» учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний подавляет эмоционально-образное восприятие мира, отрицательно сказываясь на детской психоэмоциональной сфере. В адаптивной двигательной рекреации наиболее эмоциональной и регламентированной формой тренировки организма является игра. Игровая деятельность обусловлена самой природой человека. Л. В. Шапкова (2002), отмечает, что для ребенка самая большая радость в игре — это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоциональном контакте с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу — все это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей-инвалидов. Другой важной особенностью игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, органы и физиологические системы, но и на морально-волевые качества.

Как компонент (вид) адаптивной физической культуры, адаптивная двигательная рекреация способствует совершенствованию и гармонизации всех сторон личности с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, этических, эстетических). С. П. Евсеев (2005) указывает на содержание адаптивной двигательной рекреации, направленное на «активизацию ребенка, поддержание и раскрытие его физических сил, затраченных в процессе труда, учебы, на профилактику утомления, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием».

В системе образовательного учреждения С (К) НШДС «Веселый дельфин» устоялась тенденция к оказанию индивидуальной помощи ребенку с ограниченными возможностями средствами педагогической поддержки, реабилитации традиционными средствами восстановления: массажем, физиотерапией, фармакологией, организацией двигательной активности в пределах замкнутого пространства, в котором все приспособлено к особенностям болезни детей с ограниченными возможностями. Но это не в полной мере способствует эффективности максимальной самореализации личности, ее социальной адаптированности, дальнейшей интеграции в общеобразовательные учреждения.

Осознавая актуальность проблемы поиска новых, эффективных форм обеспечения каждому ребенку доступного для его развития вида социальной интеграции, от интернальной к экстернальной, коллектив специального (коррекционного) образовательного учреждения обратился к адаптивной двигательной рекреации, впервые востребованной для решения задач социализации и интеграции детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы как основе для выстраивания качественно нового взаимодействия между специальным (коррекционным) и общеобразовательным учреждением. Достижение прозрачности между ними при сохранении за ребенком специализированной психолого-медико-педагогической помощи и поддержки обеспечит социальную защищенность, развитие потенциальных личностных возможностей растущего человека, расширит область социальных контактов и, тем самым, будет способствовать формированию компетенции во многих сферах жизнедеятельности.

В отечественной педагогике Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения (1924-1936). Впоследствии его идея нашла применение на практике в работе школ Западной Европы и США, но в России начинает все активнее воплощаться только в последние годы.

В настоящее время одним из важнейших направлений модернизации отечественной системы специального образования, по мнению Н. Н. Малофеева (20032006), является «выработка нового механизма взаимодействия специальных и общеобразовательных учреждений, обеспечивающих переход от параллельных систем общего и специального образования к единой образовательной системе». В институте коррекционной педагогики РАО других учебных и научных заведениях России ведется поиск моделей интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями (Шипицына Л. М., 1997, 2000; Мало-феев Н. Н., 2003, 2005 и др.).

Практика свидетельствует, что специалисты общего и специального образования недостаточно учитывают широту социального личностного феномена адаптивной физической культуры. По мнению Евсеева С. П., Шапковой Л. В., (2000-2004) «интеграция в общество человека с нарушениями в развитии, особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, включая и занятия адаптивной физической культурой и спортом, наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, благоприятных его развитию».

Система социальной интеграции базируется на двух ведущих положениях: 1 — психофизической готовности лиц с нарушениями в развитии к социальной интеграции, и 2 — готовности государственных учреждений к их приему (Шипицына Л. М., 1996).

Если по первому положению давно ведется разработка педагогических спортивно-оздоровительных технологий: гуманистически ориентированная педагогическая технология «Спартианские Игры» В. И. Столярова (1996); технология культурно-спортивной работы с детьми-инвалидами Губаревой Т. И. (2003); теоретические разработки концепции дополнительного образования в области адаптивной физической культуры Евсеева Д. С. (2004); программа «Объединенный спорт», апробированная в Международной организации спорта «Спешиал Олимпикс Интернэшнл» для детей с нарушениями интеллекта (2002); структура социальной интеграции с разноуровневыми моделями социальной интеграции в адаптивной физической культуре Хода Л. Д. (2003-2005), то по второму положению работа только начинается. Успешность социальной интеграции, в настоящее время, в большей степени зависит от готовности государственной образовательной системы и государственной системы физической культуры и спорта к приему детей с нарушениями в развитии, заключающейся в создании для них доступных условий физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, подготовке профессиональных педагогических кадров, психологической и методической переподготовке педагогических кадров интеграционных учреждений.

В соответствии с личностно-ориентированной концепцией, ребенок с отклонениями в состоянии здоровья рассматривается независимо от своей дееспособности, как самоценность, имеющая право на равные условия для развития физического, духовного, творческого потенциала, максимальной реализации всех своих возможностей, и интеграцию в общество нормально развивающихся сверстников.

Коллектив образовательного учреждения «Веселый дельфин» осуществляет поиск путей решения противоречия между необходимостью передачи ребенку социального и культурного опыта и практической возможностью сделать это, поскольку в случаях нарушения развития недостаточно действенными оказываются традиционные способы решения задач социализации.

Комплекс социальных и медико-психолого-педагогических задач, решаемых в различных формах адаптивной двигательной рекреации, позволит наполнить новым содержанием процесс реабилитации и социализации ребенка с отклонениями в состоянии здоровья, подготовить его к интеграции в социум здоровых сверстников, сократить период адаптации в новых социальных условиях, что и является целью разработанного инновационно-экспериментального проекта специалистов образовательного учреждения «Веселый дельфин».

Коллектив определил для экспериментальной работы следующие формы адаптивной двигательной рекреации (рис.1): дополнительные рекреационно-оздоровительные занятия (аквааэробика, детский фитнес, подвижные игры с элементами спортивных игр для дошкольников и баскетбол для младших школьников, шашки, шахматы, семейно-оздоровительный клуб при образовательном учреждении), чередующиеся в течение месяца спортивно-массовые развлечения, физкультурно-оздоровительные праздники, спортивно-оздоровительные соревнования (после годичной подготовки). Основные средства в работе — это игры, игровые упражнения, направленные на установление психологического контакта между играющими; эстафеты, направленные на взаимодействие играющих; игровые действия и оздоровительные соревнования с коллективным противоборством.

Для реализации проекта были поставлены следующие задачи:

  • Изучить имеющийся опыт работы в области адаптивной двигательной рекреации и социальной интеграции детей с отклонениями в состоянии здоровья.
  • Разработать интеграционную модель и технологию адаптивной двигательной рекреации.
  • Произвести подбор методик медико-психолого-педагогического сопровождения различных форм адаптивной двигательной рекреации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы.
  • Апробировать разработанную технологию адаптивной двигательной рекреации с интеграционной направленностью и обосновать ее эффективность.

Были определены направления и критерии оценки эффективности проводимой работы:

1. Состояние здоровья (индекс здоровья, функциональная проба, клиническая картина).

2. Психолого-педагогическое обследование:

2.1. Состояние двигательной сферы и педагогическое тестирование физического состояния:

2.1.1. Показатели развития физических качеств:

2.1.1.1. скоростные: бег — 10 м., 30 м. (с);

2.1.1.2. силовые: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (количество раз);

2.1.1.3. скоростно-силовые:

— прыжок в длину с места, в высоту с разбега (см);

— метание на дальность набивного мяча 1 кг, мешочка с песком (200-350 г) левой и правой руками (м);

2.1.1.4. координационные способности: челночный бег 3х10 м (с);

2.1.1.5. гибкость: наклон вперед из и. п. стоя (см);

2.1.1.6. выносливость:

— бег без учета времени (м),

— ходьба на лыжах без учета времени (м, км).

2.1.2. Антропометрические показатели:

2.1.2.1. рост (см);

2.1.2.2. вес (кг);

2.1.2.3. окружность грудной клетки (см);

2.1.2.4. экскурсия грудной клетки (см);

2.1.2.5. жизненная емкость легких (л).

2.1.3. Физиометрические показатели:

2.1.3.1. кистевая динамометрия (правая и левая рука) (кг);

2.1.3.2. становая динамометрия (кг);

2.1.3.3. статическое равновесие (правая и левая нога) (с).

2.1.4. Плавательные навыки:

2.1.4.1. скольжение на спине (груди) (м);

2.1.4.2. ныряние (с);

2.1.4.3. скольжение с работой рук (ног) (м);

2.1.4.4. задержка дыхания (с);

2.1.4.5. прыжки (м).

По каждому виду дополнительных занятий разработан годичный план с перечнем педагогических тестов.

2.2. Исследование психического состояния:

2.2.1. Диагностика познавательных процессов (методика Е. Б. Забрамной, А. Д. Виноградовой).

2.2.2. Исследование межличностных, внутригрупповых и семейных взаимоотношений (методики: РАТ , — Л. Н. Соб-чик, ДОМ, - Р. Бэрнц), Социометрия, — Дж. Морено, Рисуночные тесты, - А. Л. Венгер).

2.2.3. Исследование эмоционального состояния до и после соревновательной деятельности (методика Э. Т. Дорофеевой, опросник «Взаимодействие «родитель-ребенок», — И. М. Марковской и др. ).

В план психологической работы включены индивидуальные и групповые занятия, а так же психологическое сопровождение физкультурно-оздоровительных занятий и спортивных мероприятий.

2.3. Исследование речевой деятельности.

2.4. Педагогические наблюдения за эмоциональным состоянием.

Был определен срок эксперимента: три года — с 2006 по 2009 год, и выделены три этапа эксперимента:

Этап 1 (2006 год) — изучение имеющегося опыта работы в области адаптивной двигательной рекреации и социальной интеграции детей с отклонениями в состоянии здоровья. Отбор методик для технологического психолого-медико-педагогического сопровождения в различных формах адаптивной двигательной рекреации.

Этап 2 (2006 — 2009 гг.) — подготовка и проведение педагогического эксперимента: разработка интеграционной модели и технологии, апроби-ПП рование разработанной технологии, выявление ее эффективности.

Составлен календарь спортивно-массовых мероприятий специального (коррекционного) образовательного учреждения на период экспериментальной деятельности, предусматривающий в 2006-2007 учебном году подготовку в рекреационно-оздоровительных группах и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий при образовательном учреждении «Веселый дельфин». На вторую половину 20072008 учебного года запланированы совместные мероприятия с командами сверстников интеграционных образовательных учреждений на своей базе и в спортивных залах интеграционных учреждений. На 2008-2009 учебный год запланировано участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях общеобразовательных учреждений (см. рис. 2).

Традиционные Экспериментальные Адаптивное физическое воспитание Адаптивная двигательная рекреация Занятия физической культуры Уроки физической культуры Плавание
Физкультурные минуты Физкультурные паузы Аквааэробика
Подвижные игры с элементами спортивных игр
Шахматы
Шашки
Детский фитнес
Семейно-оздоровительный клуб ОФП Физическая реабилитация Занятия ЛФК
Индивидуальные занятия ЛФК Лечебное плавание


Рис. 1. Виды и формы адаптивной физической культуры в С (К) НШ-ДС № 47 «Веселый дельфин»

Hbc 2

Рис. 2. Структурно-функциональная интеграционная модель адаптивной двигательной рекреации.

На данном этапе предусмотрено налаживание взаимодействия с интеграционными учреждениями, проведение методических семинаров, круглых столов с преподавателями физической культуры и педагогами возрастной параллели интеграционных дошкольных и школьных образовательных учреждений, педагогическая работа со сверстниками (2007-2008 уч. год). Этапные и итоговые результаты эксперимента (20072009 уч. год) планируется выносить на публичное обсуждение научно-практических и научно-методических конференций и центральных журналов.

Этап 3 (2009 год — с мая по декабрь) — анализ и обобщение полученных результатов, проведение отчетных мероприятий, подготовка к изданию отчетных материалов, методических рекомендаций.

Итоги эксперимента с полным анализом полученных результатов планируется осветить на республиканской научно-методической конференции с привлечением участников всех интеграционных учреждений и заинтересованных лиц (2009 год, сентябрь — ноябрь).

Основной базой эксперимента является специальное (коррекционное) образовательное учреждение С (К) НШ-ДС № 47 «Веселый дельфин». Интеграционными учреждениями определены дошкольные образовательные учреждения «Рябинушка», «Звездочка», «Полянка», республиканский центр реабилитации слуха и речи «СУВАГ», имеющий дошкольное и школьное отделения, общеобразовательные школы № 18, 13, а так же детско-юношеская спортивная школа игровых видов спорта. Участники эксперимента: — экспериментальные и контрольные группы детей дошкольного и младшего школьного возраста «Веселый дельфин»:

  • 2006 — 2007 уч. год — дети старшей, подготовительной групп, 1, 2 классов;
  • 2007 — 2008 уч. год — дети подготовительной группы, 1, 2, 3 классов;
  • 2008 — 2009 уч. год — учащиеся 1 — 4 классов; — сверстники интеграционных учреждений.

В программе эксперимента будут проводиться педагогические наблюдения за интегрируемыми на разных возрастных этапах детьми, а так же за периодом и характером их адаптации в общеобразовательных учреждениях.

Коллектив образовательного учреждения «Веселый дельфин» предполагает, что разработанная технология адаптивной двигательной рекреации с интеграционной направленностью позволит адекватно воздействовать на физическое состояние и эмоционально-волевую сферу детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, будет способствовать улучшению здоровья, расширению двигательного опыта, личностному росту, эффективной социализации, интеграции и адаптации их в социуме здоровых сверстников.

Приглашаем всех заинтересованных лиц к обсуждению на страницах журнала представленного исследовательского проекта, или уже имеющегося опыта социальной интеграции в различных видах адаптивной физической культуры.

Просмотров: 1036 | Добавил: ibleas | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  •  Copyright MyCorp © 2025
    Конструктор сайтовuCoz