Страница 1 из 2
Этот период жизни малыша можно назвать временем повышенного любопытства. Такое же поведение на определенном этапе развития проявляют цыплята, щенки, котята. Но для ребенка характерным и отличительным есть то, что им, с одной стороны, руководят определенные, заданные природой инстинкты, а, с другой - умение обобщать все предварительно изученное.
Физическое развитие
В массе малыш набирает в среднем 500-550 г, в росте - 1,5-2 см. То есть, темпы роста из месяца в месяц замедляются. Но помним, что ваш малыш является особым созданием, которое имеет свои индивидуальные правила роста. Если ребенок в этом или в прошлом месяце болел, пусть даже обычной вирусной инфекцией, то это может замедлить его месячный прирост. Со временем такое состояние дел исправится, и масса будет отвечать норме, но при условии, если питание и уход будут отвечать необходимым требованиям.
Двигательная активность
Большую часть дня ваш малыш будет передвигаться по дому в поисках чего-то нового и интересного. К сожалению, природа не подарила врожденного осознания опасности, поэтому правилом на этом этапе жизни вашего ребенка должно стать - "малыш изучает, а мы предостерегаем". Для этого еще раз осмотрите свое помещение для оценки приведенных ниже нюансов.
- Все ли острые предметы, которыми может уколоться или порезаться малыш, вы убрали с маршрута малыша?
- Или нет мелких предметов, монет, медикаментов, химикатов на полу или же в низких тумбочках, которые могут стать доступными для ребенка?
- Все ли электрические розетки защищены предохранителями (заглушками)?
- Находится ли ваш горячий утюг в безопасном месте?
- Защитили ли вы ступеньки, перила с широкими отверстиями от чрезмерного любопытства малыша?
- Достаточно ли спрятаны дорогие вашему сердцу вещи (любимое фото, духи, посуда)?
- Не смогут ли тяжелые предметы, которые есть на полу, нанести травмы ребенку?
Малыш этого возраста способен непрестанно бороздить вдоль и поперек всех комнат, детально изучая разнообразнейшими методами окружающую среду. Все, что можно взять в руки, - передвигается, приоткрывается, встряхивается, испытывается "на зуб", сосется или бросается. И не смейте отвлекать его от этого интереснейшего занятия, так как получите реакцию гнева. Но когда малыш, успокоившись, возвращается к своему делу, настроение молниеносно меняется, и ребенок снова становится веселым.
Вообразите себе, в каком количестве энергии нуждается ваш малыш каждый день. Попробуйте в один день сами имитировать все перемещения и движения ребенка, поползайте вместе с ним. Однозначно, что за 3-4 часа вы упадете от усталости. А малыш, посмотрев на вас, будет продолжать свои занятия в предыдущем темпе вплоть до конца дня. Поэтому никогда не судите по себе: "Он, наверное, уже устал. Мне же так как хочется уже полежать и отдохнуть". Вы - не малыш. И не настаивайте на отдыхе! А вот вам остается только посочувствовать. Так как в конце дня вы станете похожей на зомби. Поэтому обращаемся к папам: уважаемые, не слишком зацикливайтесь на своем бизнесе, если у вас дома восьмимесячный ребенок. Помогите своей жене! От этого, наконец, будет зависеть покой ваш и вашей семьи. Возьмите на себя (хотя бы временно) бытовые проблемы (магазины, уборки, стирка). А в выходные побудьте с малышом. Вы получите удовольствие, начнете уважать работу своей любимой.
Малыши часто любят крутиться возле двери. Для них это еще одно новое открытие: дверь, оказывается, может двигаться, а стены, стол, стул - нет. Помните о том, что открывать дверь нужно очень осторожно, чтобы не поранить малыша. Именно в этом возрасте у детей часто случаются травмы пальцев рук, которые оказываются между дверью и стеной или полом в совсем неподходящий момент. Будьте внимательны, чтобы потом не жалеть.
В этом возрасте малыши, как правило, приобретают большой опыт в скоростном ползании. Попробуйте-ка, став на колени, догнать свое чадо. Без сомнения, вам это не удастся. Во время активного ползания изменяется мышечный аппарат ребенка, а именно, те группы мышц, которые со временем будут нужными для формирования вертикального положения и ходьбы. Для того чтобы полноценно стоять, малышу нужны не только крепкие ноги. Важнейшую роль в этом процессе сыграют мышцы спины. Обратите внимание, каждое новое движение, которое поднимает тело немножко выше от предыдущего уровня, - это тренировка, для того чтобы в будущем устоять на ногах. Сперва это будет поднятая вверх рука, которая старается ухватиться за кресло, дальше - подтягивание всего тела в том же направлении. Изо дня в день такие моменты будут повторяться, но время когда ребенок полноценно встанет на ноги настанет лишь в 9-10 месяцев. Итак, не ускоряйте событий! Всему свое время. Не старайтесь своими силами "ставить" малыша. Помните, никто не любит насилия. Не удивляйтесь тому, что когда вы поставите восьмимесячного малыша возле какой-нибудь опоры, его ножки сразу же превратятся в две мокрых макаронины, которые сгибаются во все стороны и совсем его не держат. Дайте возможность ребенку "дойти" ко всему самому. Сквозь цепочку собственных ошибок и удач малыш найдет свой метод держаться на ногах. Ребенок поначалу должен осознать, что есть предметы среди домашней мебели, за которые можно ухватиться, и они при этом не двигаются, а есть другие, которые почему-то прогибаются или же падают. Это понадобится в будущем. Сначала удастся протянуть одну руку и ухватиться за опору, другая же обязательно нужна для "страховки" на полу. Дальше можно опереться на одну ногу и перенести массу тела на одну половину, со временем - подключить вторую половину тела. И последний момент - отпустить "страховку". На эту цепочку иногда идет два или же три месяца. Вот почему не следует силой вмешиваться в процесс поднятия на ноги.
Ваш ребенок в этом возрасте уже уверенно сидит, тем не менее, самостоятельно усесться из положения лежа ему не удается. Такое положение становится любимым во время игры, но иногда оно еще неустойчиво, и малыш может упасть. Учтите это и обеспечьте какую-нибудь "страховку", если малыш большинство времени будет играться на диване, или же приобретите "манеж". Хотя сразу скажу, что около половины детей не любят играть в манежах. Это ограничивает их активное пространство. Лучше иметь в помещении высокий стул и усаживать у него малыша, зафиксировав специальными ремнями. Можно также усадить ребенка в кресло, и он получит чрезвычайное наслаждение, общаясь с семьей, таким образом.
Захватывание предмета по типу щипцов - между большим и средним пальцами - совершенствуется. Теперь малыш может перекладывать вещь с одной руки в другую, осматривать ее, и даже ползать, одновременно держа в руках какую-нибудь игрушку. Это большое достижение, потому что такие признаки уже отличают человеческое существо от, скажем, человекоподобных обезьян.